Добро пожаловать,
Гость
|
Три системы в структуре внутреннего человека
Теперь на основании проведенного анализа Библейских текстов о человеке в сопоставлении с тем, что мы можем получить в результате собственного наблюдения и практического самоанализа, попытаемся вывести некоторые дальнейшие предположения об устройстве и принципах функционирования личности. Основным мотиватором человеческих поступков и его душевного здоровья на самом деле являются процессы не столько относящиеся к сфере разума, сколько происходящие в глубинах его подсознания, а именно в деструктивном или конструктивном бессознательном. Если мотивацией поступков человека являются элементы, исходящие из его сердца, т.е. из его бессознательной сферы, важно иметь представление, как эти процессы, соотносятся с сознанием человека. Степень удалённости различных компонентов человеческой психики от её центра – самосознания, наилучшим образом можно представить себе, присвоив им соответствующие дистанционные названия. С этих позиций в психике можно выделить существование по меньшей мере трёх систем: - Система бессознательного - Система предсознательного - Система сознательного Между этими системами имеются условные границы, которые становятся легко проницаемыми во сне и при определённых патологических состояниях психики. В период душевной гармонии эти три границы стираются и человек ощущает себя как целостную личность. Однако во время душевных конфликтов эти три различные системы начинают проявляться как строго разграниченные и конфликтующие между собой отдельные сущности внутри человека. Вот как выражал Давид ощущение такого разделения внутри себя: Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс.41:6) Здесь явно очевидно, что самосознание Давида, направленное на желание продолжать славить Бога, направлено явно в противоположную сторону устремлений души к уныние. Система бессознательного находится в самом глубоком, укромном и недоступном месте человеческой психики, тогда как система сознательного составляет самую поверхностную и наиболее доступную для контакта часть. Между этими тремя системами существуют условные границы, задача которых состоит в произведении проверки, своеобразной цензуры, их психического содержимого. В конечном счете, задача цензуры в том, чтобы защищать сознание от осознания тех плотских желаний, которые, могли бы представлять прямую или косвенную угрозу личности, появись они на поверхности. Эта цензура происходит большей частью автоматически, вне сознания. Система ценностей, на которые опирается эта внутренняя цензура у каждого человека индивидуальна и зависит от его верований, воспитания, образования и пр.вещей, оказавших влияние на формирование конкретной личности. Поведение человека в целом мотивировано преимущественно плотскими влечениями и является попыткой, претерпев из-за цензуры определённые изменения, исполнить закамуфлированные или искаженные желания, исходящие в сущности от плотских похотей. Таким образом, существует своеобразное "бессознательное внимание" внутри системы предсознательного или между нею и системой сознательного. Систему бессознательного можно уподобить большой прихожей, в которой, словно некие существа, толпятся душевные побуждения. К этой прихожей примыкает второе, более тесное помещение - гостинная, в которой пребывает также сознание. Однако на пороге между этими двумя помещениями несёт свою службу страж, который проверяет каждое душевное побуждение и не пускает его в гостинную, если оно вызывает его подозрение и неудовлетворение. Если эти душевные побуждения уже добрались к порогу и получили отказ от стража, то это значит, что они окажутся неспособными к осознанию, они будут вытесненными снова туда, откуда пришли – в глубины бессознательного. Однако также и те побуждения, которые страж пустил за порог, не обязательно станут осознанными, они смогут стать таковыми, только если им удастся привлечь к себе внимание сознания. Заметив их, человек зачастую начинает удивляться сам себе – неужели это я, откуда это у меня, я сам от себя такого не ожидал. Это второе помещение можно назвать системой предсознательного. Содержимому предсознательного нужно не только привлечь к себе взгляд сознания, но и пройти второго цензора, который действует где-то на границе между системами бессознательного и сознательного. Появляющиеся в бессознательном желания, на своём пути к поверхности сознания ненадолго попадают в предсознательное, чтобы тщательно замаскировать истинное лицо необузданных и неприкрытых плотских инстинктивных желаний бессознательного в процессе этого превратиться в их замаскированные аналоги. Даже после их вхождения в систему сознательного их ожидает цензура рассудка, которая в зависимости от степени развитости рассудительности и мудрости, способна распознать истинные мотивы и намерения сердца, порождённых внутри желаний и, в случае их разоблачения, отвергнуть посредством последующего вытеснения волей из сознания. Чтобы плотским желаниям из области бессознательного удалось в обход цензуры проникнуть в систему сознательного (и тем самым добиться "оттока" во внешнюю среду), их истинное лицо должно быть в значительной мере видоизменено своеобразным камуфляжем. Таким образом в системе предсознательного может скопиться целый ряд замаскированных вариантов одного и того же плотского желания, пока наконец не появится тот вариант, который квалифицируется рассудком сознания как безобидный. Именно он и допускается этим цензором на поверхность для реализации в поведении и поступках. В каком месте осуществляется цензура, зависит не только от содержания сомнительного плотского желания, но и от того, в каком состоянии находятся разнообразные системы в данный момент времени. Так, во время сна или при алкогольном опьянении цензура является менее строгой, чем когда человек бодрствует и внимателен. Также некоторые плотские желания в определённый момент жизни могут быть вообще приемлемыми, а в другой момент – нет. Так бывает, например, когда изменилась система ценностей, когда воспитание, культура или верования начинают не позволять реализовывать определённые, вполне осознаваемы влечения. Система бессознательного Как было отмечено ранее, содержание системы бессознательного состоит из неудовлетворённых желаний плоти, представляющих в психике биологические инстинктивные потребности. В основном они относятся к трём категориям – сексуальные, агрессивные и оккультные влечения. Инстинктивное влечение понимается как некое свободно перемещающееся количество психической энергии, которая начинается с определённого уровня, накапливаясь стремится к разрядке, чтобы получить удовольствие и восстановить "психическое равновесие". Плотское инстинктивное желание - это основная единица бессознательного. Оно состоит из двух частей: 1. Похоть – определённый энергетический заряд влечения. Она вызывает в психике неприятное напряжение и стремится к тому, чтобы пробиться в сознание и там реализоваться, в результате чего может быть повторено прежнее приятное событие и заново пережито удовольствие. 2. Пробуждённое воспоминание, проистекающее из одного или нескольких следов памяти возбуждённых энергией влечения Плотские инстинктивные желания действуют в бессознательном с диктаторской непреклонностью, они стремятся любой ценой к доставляющему наслаждение оттоку и уменьшению неприятного напряжения. Они действуют по принципу удовольствия. Это стремление к беспрепятственному оттоку во внешнюю среду и желание немедленного удовлетворения через другие системы, может приводить человека к проблемам и конфликтам, из-за чего плотские желания подвергаются цензуре. Поэтому не приукрашенные и не облагороженные плотские инстинктивные желания должны маскироваться, чтобы не были распознаны их подлинные низменные мотивы. Замаскировавшись у них есть шанс пройти цензуру и добиться удовлетворения. Бессознательное имеет своеобразное внутреннее ядро из накопившихся с течением жизни и веков передаваемой по наследству плотских желаний греховной природы. В своё время они могли быть приемлемыми, но впоследствии были вытеснены цензурой, в бессознательное, поскольку являлись причиной конфликта. Теперь из-за цензуры, содержание бессознательного, состоящее в основном из сексуальных и агрессивных желаний, лишено возможности выразить себя и излиться непосредственным образом. Как правило, теперь достигнуть поверхности личности и реализоваться в определённых поступках и поведении оно может только приняв достаточно благочестивый вид. Энергия плотских влечений является как бы "текучей", внутри личности она без труда свободно перетекает с одного представления на другое и охватывает собой всю сеть внутренних представлений, соединённых и переплетённых друг с другом самыми невероятными ассоциативными цепочками. Содержимое бессознательного может обнаруживаться в содержаниях сновидений, когда цензура спит, а оцепеневшее сознание превращает исходящий из бессознательного поток в причудливые картины сновидений. Процессы в бессознательном никак не связаны с течением времени. Как только реальное событие или фантазия вытесняется в бессознательное, с ним начинают обращаться так, будто оно является воспоминанием о реальном событии. Плотские инстинктивные желания следуют исключительно принципу удовольствия и не обращают никакого внимания на действительность. Тем самым находятся в резком противоречии с системой предсознательного и сознательного, где господствует принцип реальности. В бессознательном воспоминания о реальных событиях и фантазии не различаются. Поэтому фантазии также как и желания ставятся на одну ступень с воспоминаниями о реально исполненных желаниях. В бессознательном с противоречащими друг другу элементами обходятся так, словно они целиком друг с другом сочетаются и словно они могут находиться рядом друг с другом и не конфликтовать. Для бессознательного большое и малое - одно и тоже, т.к отрицание ему неведомо. Бессознательному не свойственны отрицания и запреты не свойственны, поэтому его содержимое носит необузданный характер. В бессознательном принципиально нет разницы между абстрактным понятием, символом и реальной вещью. Посредством вытеснения с символом обходятся как с реальной вещью. Особенно очевидным это явление становится во сне или в некоторых формах шизофрении. Абстрактные слова там воспринимаются совершенно буквально и конкретно, а реальность и фантазии становятся не различимыми. Система предсознательного В психической сфере предсознательное является той системой, в которой приходящие из бессознательного плотские инстинктивные желания проверяются, изменяются и отвергаются или же допускаются к поверхности сознания и воплощаются в поведении. Содержание предсознательного: 1. Замаскированные представители плотских инстинктивных желаний, проистекающие из системы бессознательного, которые стремятся к разрядке и которые изменившись и замаскировавшись в результате действия законов, протекающих в бессознательном, пытаются обойти цензуру, чтобы попасть в предсознательное. 2. Психические производные, возникающие в результате взаимодействий человека в прошлом или настоящем с внешним миром. 3. Продукты деятельности воображения, представления и распознавания, которые происходят как в системе предсознательного, так и сознательного. Предсознательное и его содержание возникают в результате: 1. Влияний, проистекающих из глубин человеческой психики (т.е. из бессознательного) 2. Влияний, исходящих от поверхности (от раздражителей, возникающих со стороны внешнего мира и обстоятельств жизни) 3. Собственных представлений, рождённых в предсознательном. Это и возникновение новых мыслей, и образование новых желаний и появление фантазий об исполнении несбывшихся желаний и мечтаний. Предсознательное имеет способность отодвигать и управлять появляющимися из бессознательного диктаторскими плотскими инстинктивными желаниями, проникшими в предсознание. Система предсознательного способна тщательно перепроверять своё содержимое. Значительная часть этой деятельности осуществляется вне сознания. Если система бессознательного следует принципу удовольствия, то предсознатоельное подчинено принципу реальности. С одной стороны действия предсознательного направлены против бессознательного. С другой стороны, оно служит также тому, чтобы всё же обеспечить по возможности доступ в сознание определённого количества инстинктивных желаний, предоставив им возможность реализации, ради защиты сознания от слишком большого уровня психической неудовлетворённости и напряжения. Отсюда, к примеру, у людей может периодически возникать желание «расслабиться» употреблением алкоголя, чтобы дать выход накопившейся плотской психической энергии. Некоторым инстинктивным желаниям вообще позволено без каких-либо помех проникать в предсознание и достигать там разрядки. Вместе с тем другие оцениваются и «причесываются» до тех пор, пока не станут приемлемыми и более не противоречащими интересам самосохранения личности, чтобы не вступать в конфликт с её моральными и этическими нормами и не отражаться на отношении к ней значимых для неё людей. Предсознательное вместе с сознанием становятся той частью человеческой психики, в которой вербальные символы (речь) могут использоваться в качестве действенного инструмента для обуздания и сдерживания плотских инстинктивных желаний. В бессознательном энергия влечений является "свободно и беспрепятственно текучей", тогда как в предсознательном она связывается и, в результате, ослабевает. Этому связыванию и ограничению перемещений психической энергии в предсознательном способствует умение оперировать речью и принимать волевые решения. Деятельность бессознательного направлена на свободное истечение энергии плотского возбуждения, воздействие же предсознательного препятствует этому истечению. Система предсознательного - структура, служащая как приспособлению к инстинктивным плотским желаниям, так и приспособлению к настоящим и прошлым требованиям внешнего мира. Главные задачи предсознательного: 1. Критическая оценка эмоциональных состояний и проникающих в него представлений - цензура содержания любого психического события, независимо от его происхождения (плотское инстинктивное желание или содержание восприятия реально происходящих событий). 2. Цензура плотских инстинктивных желаний и их замаскированных производных. Предсознательное либо полностью отвергает неприемлемые побуждения, либо придаёт им новый, более приемлемый для сознания вид. 3. Создание структурированной системы памяти. Если в бессознательном вытесненные события не подлежат никакому формальному упорядочению, то в предсознательном воспоминания о прошлом могут систематически разыскиваться, идентифицироваться или регенерироваться. Оно обладает некой "системой складирования", которая обеспечивает вызывание и распознавание нужных воспоминаний для таких процессов как мышление и создаёт человеку условия для того, чтобы корректно ориентироваться в пространстве и времени. 4. Проверка реальности - способность различать воображаемое и действительное, мир мечтаний, фантазий и реальности 5. Связывание психической энергии - способность сдерживать и регулировать большие количества внутренней психической энергии, контролировать их стремление к оттоку во внешнюю среду. Процесс связывания энергии в предсознательном приводит к тому, что диктаторский характер плотских желаний исчезает. Эта энергия в предсознательном какбы "уговаривается подождать", а сознание тем временем ищет решение конфликта, вызванного насильственным характером плотских инстинктивных влечений. 6. Контроль над доступом к сознанию и ограда от опрометчивых действий. Защита сознания от насилия со стороны неприятных переживаний и удержание человека от поступков, которые могли бы создать угрозу его жизни, авторитету, самоуважению представлениям о моральных ценностях и т.п. Все эти усилия охватываются принципом реальности. 7. Право распоряжаться развитием психических перевозбуждений. Возникновение различных психических перевозбуждений (в частности, возникновение страха) является следствием вытеснения побуждений в бессознательное (при этом энергия довольно мощного вытесненного побуждения может превратиться в определённый психический аффект); предсознательное способно предотвратить развитие психического перевозбуждения (перегрузки) и его последующее воздействие на сознание, подчинив себе энергию плотского инстинктивного желания. Благодаря "успешному" вытеснению энергии инстинктивного желания, предсознательное способно понизить внутреннее психическое давление и не допустить возникновения запредельной психической перегрузки. Однако, вытесненная таким способом энергия плотского влечения впоследствии может превратиться в страх (фобию). 8. Использование защитных механизмов. Кроме вытеснения, отсылающего плотское инстинктивное желание в бессознательное, некоторые другие защитные механизмы позволяют плотским инстинктивным желаниям продолжать свой путь в сознание в несколько искаженном виде. Например, бессознательное агрессивное желание напасть на человека может в результате проекции превратиться в постоянно преследующий страх подвергнуться нападению со стороны другого. 9. Предсознательное - место возникновения фантазий и продуктов воображения. Предсознание может вполне позволить плотским желаниям бессознательного, которые иначе были бы не приемлемы, достичь сознания, создавая из них фантазии об исполнении желания или предавая им форму творческих продуктов воображения. Эти творения едва достигнув системы сознательного, получают подходящее "название" из области фантазий, в результате чего психически здоровому человеку их нельзя спутать с действительностью. 10. Симптомообразование Если вытеснение плотского инстинктивного желания или его замаскированных производных остаётся безуспешным, предсознательное может добиться компромисса в виде невротического симптома. Такого рода симптомы человек воспринимает так, словно они ему навязаны и с ними ничего нельзя поделать, причем он, как ему кажется, вообще не в силах на них повлиять. Система сознательного Является частью человеческой психики, наиболее обращённой к поверхности, во внешнюю среду. Снизу она граничит с системой предсознательного, с которым имеет множество общих свойств (в ней также доминирует процесс рассудительности и она также принимает участие в дифференциации реальности и мира фантазий). Органы восприятия образуют границы, которые сознательное замыкает на поверхности личности. Оно готово принимать раздражители, как возникающие во внешней среде, так и проистекающие из собственного тела. Для работы сознательного огромную роль играет внимание. Система сознательного охватывает те проникающие из предсознательного содержания, знания о внешнем мире, телесные ощущения, которые когда-то получили определённую степень внимания. После отступления сознательного внимания от этих содержаний они становятся предсознательными. Содержание сознательного переменчиво. В систему сознания в виде фантазий способны проникать необузданные производные плотских влечений. Стремление производных плотских желаний пробиться в систему сознательного в качестве фантазий или мечтаний ещё более усиливается, если в течение длительного времени они фактически не удовлетворялись. Система сознательного имеет много черт предсознательного. Это процесс испытания реальности и полное преобладание принципов рассудочного восприятия. Таким образом, вся система психики человека выступает как отдельные части одного цельного континуума. Различие между тем, что ещё сознательно, и тем, что уже бессознательно, заключается лишь в градации. Сфера деятельности цензуры простирается на всё предсознательное. В направлении его поверхности, вблизи системы сознательного, цензура действует со всей строгостью в качестве рассудительности и мудрости, а в его более глубокой части – бессознательно, с относительной снисходительностью. Преобладание рассудочных процессов над безрассудными на поверхности психики является наибольшим, в самых глубоких слоях предсознательного - наименьшим, а в бессознательном оно вообще отсутствует. Такое понимание устройства и функционирования нашего внутреннего человека является чрезвычайно важным,т.к. оно открывает нам суть - что на самом деле правит человеком? Этим правящим началом является не разум, но сердце, как средоточие всех подлинных ценностей человека, находящихся в бессознательной сфере. От его качества - плотское или духовное, зависит характер и все последующие жизненные поступки человека. Вот почему так ценно Божье наставление, сказанное через Апостола Павла: Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти... (Гал.5:16) |
|
Сила личности в Боге её создавшем
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Продолжая дальнейшие рассуждения о психофизиологии личности, предлагаю материал, раскрывающий внутренние глубинные механизмы функционирования личности. Здесь, как мы понимаем, раскрываются процессы, о которых можно говорить предположительно на основании представленных выше базовых Библейских понятий, в сопоставлении с вещами, которые мы можем явно наблюдать в собственной психике. Это попытка вывести здравые определения тем элементарным вещам, которые происходят в функционировании нашего внутреннего человека.
Общую тему дальнейших рассуждений условно назовём "Внутриличностные психические процессы и основные механизмы их расстнойств" Думаю, всем понятно, насколько здравое понимание этой темы важно для последующего оказания эффективной душепопечительской помощи. Первый подраздел в этой теме: "Элементарные составляющие психических процессов личности" Основной единицей деятельности личности является психическое (душевное) событие. Психическое (душевное) событие лучше всего описывать с точки зрения функционирования некой "психической системы". Психическая система – взаимосвязанная внутриличностная организация, в которой осуществляются психические процессы. Это нематериальный инструмент, существующий внутри человека, служащий целям его душевной деятельности. Работа психической системы может быть подвержена изучению также как и работа соматической (физической) системы человека – его физических внутренних органов, обеспечивающих физиологию, анатомию и биохимию человеческого организма. Психическую систему нельзя локализовать анатомически, и изучать только в связи с функциями мозга. Сосуществование психической и физической систем можно представить себе в виде некоего континуума, не имеющего между собой четких границ. Физическое плавно перетекает в психическое. Где-то на стыке этих двух элементов формируется плотское. С другой стороны в глубинных структурах личности имеется область, где душевное соприкасается и отграничивается от духовного. С течением жизни психическая система человека постоянно развивается и совершенствуется. При рождении человека психическая система существует лишь в зачаточном состоянии, в основном функционирует в форме рефлексов, определяется постоянной сменой напряжения и расслабления и мотивируется принципом удовольствия, в результате чего суть душевного события состоит в том, чтобы избежать неудовольствия и достичь удовольствия, дав выход накапливающемуся при этом напряжению. Психическая энергия: Психическая энергия – нечто, способное генерироваться, накапливаться и перемещаться среди структур психической системы внутреннего человека, что может увеличиваться или уменьшаться в результате возбуждения или оттока, создавая внутреннее напряжение либо расслабление. Психическая система каждого человека имеет строго индивидуальные возможности в перераспределении внутренней психической энергии, она способна справляться одновременно лишь с определённым её количеством. Это зависит от уровня развития и степени зрелости психической системы человека. Если на неё обрушивается слишком большое количество аффективной энергии, возникает опасность, что она с нею не справится. Нормальная защита от раздражителей может быть пробита. Состояние, когда беспомощным человеком овладевает неконтролируемая психическая энергия, является причиной психических травм. Функции психической системы: - Психическая система действует подобно проводнику, выполняя функцию приспособления к требованиям как внешней, так и внутренней среды человека. - Функция усиления и отвода возбуждения - Функция защиты от неприятных аффективных и невыносимых представлений, т.е. представлений, которые отвергаются как неприемлемые с позиции сознательных оценочных мерок, убеждений и желаний человека. - Функция отделения следов воспоминаний от переживаний и восприятий. Между следами воспоминаний по критериям сходства, смежности и т.д. психической системой создаются ассоциативные связи. - Функции, обеспечивающие общую психологию личности: внимание, восприятие и перевод психической энергии из одного состояния в другое и пр. Бессознательное душевное событие. Осознанное переживание фактически представляет собой лишь фрагмент психического события. Большинство душевных процессов происходит вне сознания. Сами по себе душевные процессы являются бессознательными. Существует бессознательное мышление и бессознательные желания, которые совокупно формируют бессознательное душевное событие. Детерминированность (обусловленность) психического события. Каждое психическое событие не случайно и является результатом действия внутренних сил, которые действуют внутри человека как нечто самостоятельно-сверхъестественное. Свободные ассоциации человека являются не случайными мыслями, а проявлением на сознательном уровне более многослойных процессов, которые разыгрываются в глубине личности, за пределами сознания. Всем сознательным процессам, поступкам и решениям, лежащим на поверхности, предшествуют бессознательные психические события, которые предопределены влиянием бессознательных психических сил, влияющих в итоге на поведение человека. Психическая адаптация. Главной задачей психической системы человека является сохранение т.н. «душевного равновесия», или «душевного гомеостаза». Это идеальное «уравновешенное состояние» постоянно нарушается из-за воздействия как внутренних раздражителей (давление, которое оказывают влечения), так и внешних раздражителей (требований со стороны окружающего нас мира в целом и нашего отношения к объектам в частности, а также взаимодействия между ними). Психические заболевания в этом смысле рассматриваются как одна из форм приспособления, на которую способен человек в определённых обстоятельствах (при этом также учитываются те интрапсихические условия, которые подчиняют своему влиянию разнообразные структуры как в психической, так и в соматической системе). Понимание принципов функционирования психической системы человека прежде всего ставит акцент на мотивирующем воздействии инстинктивных сил, желаний и представлений плоти (греховной природы) человека, вызывающей психический конфликт с проявлениями духа и разума. При этом всякий раз психическая система должна в каждом таком случае найти оптимальное решение, чтобы преодолеть возникающие вследствие него напряжения и страхи и восстановить более или менее приемлемый уровень душевного равновесия. В этом смысле очень важно вспомнить, что Христос сказал «Придите ко Мне и Я успокою вас…» Психическая система человека глубоко повреждена и безнадёжно не способна эффективно выполнять свою основную функцию (стабильное поддержание гомеостаза, внутреннего покоя). Поэтому, пребывание во Христе – единственный путь, решающий эту проблему в корне и радикально. |
|
Сила личности в Боге её создавшем
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
privatdoctor пишет:
Совесть является внутренним судьёй и обличителем человека. Совесть формируется в процессе жизни человека и, в принципе, она поставлена для того, чтобы быть внутренним его светильником, давать оценку и свет его жизни. К сожалению, у некоторых она дошла до состояния порочной. Если совесть воспитуема, то у разных людей она будет давать разные критерии правильности? privatdoctor пишет: совесть и интуицию мы относим к категории человеческого духа прежде всего потому, что, в отличии от органов души, проявления этих структур всплывают независимо от того – хотим мы этого или нет и их содержание является как бы нейтральным суждением, оценкой или подсказкой со стороны. Оно появляется где-то внутри нас, но приходит к сознанию разума, как что-то, рождённое за пределами души, "в святом святых, за завесой". Если проявление совести всплывает независимо от нашего желания и ее содержание является нейтральным, то можно ли говорить о формировании или воспитуемости совести? |
|
Последнее редактирование: 12 года 7 мес. назад от Олег Олейник.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
privatdoctor пишет:
Где-то, образно говоря, на стыке тела с душой, в следствие грехопадения образовалась некая субстанция, именуемую в Священном Писании словом – плоть, или ветхая (старая) природа. Этим мы подчеркиваем, что она не была создана Богом, но появилась как знак (шрам, рубец во внутреннем человеке) после "короткого замыкания", вызванного Эдемской катастрофой (по крайней мере такой образ представляется нам для иллюстрации). В этом смысле под плотью следует понимать не просто тело или душу в чистом виде, но падшую, передающуюся по наследству, греховную природу Адама, делающую человека пленником греха и составляющую внутреннюю греховную оппозицию его духу (как возрождённому, так тем более и не возрождённому). Плоть имеется в человеке уже с самого рождения и содержит в себе унаследованные черты поколений по материнской и отцовской линии. Через кого передается ребенку плоть? Через отца? Мать? Это сумма? |
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Думаю, что как и в генетике, это смесь материнских и отцовских плотских особенностей, которые не обязательно могут быть присущи детям, но могут проявиться и через поколение. Одному Богу известно, как они между собой перемешаются и что окажется доминантным, а что рецессивным признаком. Всем известно, например,когда скверный дедов характер начинает проявляться во внуке, или ребёнок, выросший без отца в точности повторяет его повадки, узнаваемые мамой.
|
|
Сила личности в Боге её создавшем
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Что-ж, идем дальше. Всётаки, по-скольку наши рассуждения носят не просто теоретический характер, но имеют целью быть некоторым подспорьем в решении различных духовно-психологических проблем ущербной личности, дальнейшие наши рассуждения поведём в следующем направлении:
Основные механизмы возникновения различных личностных расстройств
При рождении человека, его личность существует лишь в зачаточном состоянии, в основном функционирует в форме рефлексов, определяется постоянной сменой напряжения и расслабления, мотивируется принципом удовольствия, в результате чего суть душевного события состоит в том, чтобы избежать неудовольствия и достичь удовольствия, дав выход накопившемуся напряжению. С течением жизни личность развивается, преодолевая определённые нормативные кризисы развития, призванные поднять её на более высокую ступень организации. Как мы видели выше, в процессе функционирования человеческой личности, осознанные переживания фактически представляют собой лишь фрагмент глубинного психического события, затрагивающего все сферы внутреннего человека. Абсолютное большинство душевных процессов происходит вне сознания, на бессознательном уровне. Каждое психическое событие не случайно и является результатом действия внутренних духовных сил, проявление которых порой может казаться чем-то как бы мистическим или сверхъестественным. Мысли и внутренне осознаваемые ощущения человека являются проявлением на сознательном уровне более многослойных процессов, которые разыгрываются в глубинах личности, вне сознания. Всем сознательным процессам, поступкам и решениям, лежащим на поверхности сознания, предшествуют бессознательные психические события, которые предопределены влиянием бессознательных психических сил, свойственных всякой личности. Подобно органам тела, структура внутреннего человека также состоит из определённых нематериальных органов, обеспечивающих функционирование человеческой психики. Рассмотренные ранее структуры духа, души, плоть (греховная природа)являются этими основными нематериальными органами внутреннего человека. Главной задачей органов человеческой психики является сохранение так называемого «душевного равновесия», или «душевного гомеостаза» - покоя, сопровождающегося ощущением внутренней удовлетворённости жизнью. Это идеальное «уравновешенное состояние» постоянно нарушается из-за воздействия как внутренних раздражителей (давление, которое оказывают влечения плоти, совесть и разум), так и внешних раздражителей (требований со стороны окружающего нас мира в целом и нашего отношения к событиям жизни в частности, а также взаимодействия между ними). В этом смысле, возникающие психические расстройства душа рассматривает, порой, как наилучшую форму приспособления, на которую способна личность в определённых обстоятельствах. Потому что именно они способны снять существующее душевное напряжение, признав душу недееспособной в решении внутренних проблем рассудочным путём. При этом также нужно учитывать те внутрипсихические условия, которые подчиняют своему влиянию разнообразные структуры как в психическом, так и в соматическом (телесном) аппарате человека. Описанное выше понимание устройства человеческой психики помогает объяснить происхождение как нормальных так и патологических явлений. В таком объяснении возникновение внутриличностных проблем основывается на мотивирующем воздействии похотей и желаний плоти. Кроме того, важно иметь представление о психическом конфликте, как о состоянии, для которого органы человеческой психики должны найти решение, позволяющее преодолеть возникающие вследствие него напряжения и страхи и восстановить более или менее приемлемый уровень душевного равновесия. Христос пришел со словами «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Я успокою вас…» Психическая система человека безнадёжно сломан и не способна нормально выполнять своей основной задачи эффективного поддержания душевного равновесия. Идеальный способ решения этой задачи – пребывание во Христе, к которому человек может прийти через покаяние и возрождение. Поскольку задачей внутренних психических органов человека является поддержание внутреннего психического равновесия, можно говорить также о существовании определённой внутренней психической энергии, перераспределение которой и приводит к душевному покою или тревоге и напряженности. Психическая энергия – нечто, что можно выделить в психических функциях, что обладает количественными свойствами, что способно к увеличению, уменьшению, перемещению и оттоку и распространяется через структуры психики подобно электрическому разряду по поверхности тела. Переизбыток психической энергии ощущается в виде внутреннего дискомфорта, «тяжести на сердце» и включает определённые защитные механизмы, призванные защитить личность от повреждения. Имеется несколько путей, как организма пытается справиться с психическим перенапряжением: 1. Нормальный путь - двигательная активность, сознательное выражение эмоций и чувств, способствующие естественному оттоку энергии возбуждения. Существуют и другие пути оттока психической энергии, например удаление ассоциативным путём, когда человек осмысливает проблему и спокойно, без лишних эмоций и внешних проявлений находит пути её решения. Такой путь обычно приемлем для относительно небольших количеств энергии, разряжающихся в течение более длительного времени. 2. Дополнительные пути Если энергия и ассоциированные с нею представления кажутся угрожающими и возникает опасность для структур самосознания оказаться в их власти, в действие вступают особые механизмы, служащие защите и отделению сознания от накопившегося переизбытка внутренней психической энергии и связанных с нею представлений и угроз. 1-й уровень защиты - вытеснение - фундаментальный защитный механизм, используемый органами человеческой психики. Он как бы отодвигает в бессознательную часть личности неприемлемые представления и эмоции, которые в идеальном случае, отделившись от сознания, там и остаются, как бы «выпадая в осадок». 2-й защитный механизм - замещение («суррогат»). Определённые психические напряжения, под давлением невыносимых переживаний, превращаются в другое представление, которое является для сознания более терпимым. Так, догадываясь, чем всё может закончиться, человеку до определённой степени свойственно тешить себя иллюзиями, пока, наконец, не совершиться то, чего он больше всего боялся. Защитные усилия человеческой психики являются в принципе необходимыми для нормального душевного события, но в случае, если они являются чересчур интенсивными, это может привести к болезненным изменениям и сбоям в работе психических структур человека. Если психическая энергия не может быть отведена или осилена каким-либо нормальным способом, она начинает проявляться в той или иной форме психического расстройства. Основной причиной нарушения душевного равновесия является психическая травма. Сознание вынуждено защищаться. В результате происходит вытеснение или срабатывают другие формы защиты, вследствие которых психический раздражитель, зашифрованный и искаженный, может начать проявляться уже в виде различных невротических симптомов, являющихся суррогатом их психического раздражителя. Органы человеческой психики способны справиться одновременно лишь с определённым количеством психической энергии. Это всегда индивидуально и зависит от уровня развития и степени зрелости человеческой психики. Если на него обрушивается слишком большое количество энергии, возникает опасность, что он с нею не справится, нормальная защита от раздражителей может быть пробита, возникнет психическая травма. Психическая травма - это состояние, которое возникает, когда беспомощной личностью овладевает неконтролируемая психическая энергия. Виды психических травм: 1. Актуальные травмы Это травмы, соответствующие состоянию капитуляции психики перед непреодолимой психической энергией - в виде непосредственной или относительно непосредственной реакции на реальную травмирующую ситуацию или на фактическое событие. 2. Ретроактивные травмы Связаны с событием в прошлом, которое хотя и пережилось с волнением, но в тот момент, когда оно произошло, отнюдь не воспринималось как травмирующее. Однако воспоминание о таком волнующем событии может вызвать травму впоследствии, когда оно оживает в связи с другим событием, которое тем или иным образом ассоциативно связано с воспоминаниями прошлого. Возникшая вслед за этим травма заключается в захлёстывании психики возбуждением, вновь вызванным этой связью, и сильными аффективными реакциями, такими как стыд, отвращение, угрызения совести и страх. Такое прошлое событие приобретает для человека отныне иное значение и представляет собой нечто такое, что с точки зрения теперешних ценностных представлений и поведенческих мерок является невыносимым. Таким образом, симптомы нервного расстройства – это следствие накопления задержанных психических перевозбуждений, с которыми нельзя было справиться с помощью нормальных процессов отвода психической энергии. С помощью вытеснения или других защитных мер личность может связать определённое количество психической энергии. Однако, как только аффективный заряд психической энергии превышает некоторый определённо допустимый уровень, он находит подходящее для себя выражение в форме какого-либо симптома психического отклонения, которым сознание управлять уже не может. Таким образом, симптом психического расстройства демонстрирует, как однажды вытесненное из сознания психическое переживание и прикреплённые к нему представления вновь всплывают из глубин бессознательного на поверхность сознания с более мощным зарядом и находят там своё выражение теперь уже в форме определённого невроза. Существует 4 основных формы неврозов: 1. Истерия - специфическая реакция психики на психотравму, выражающаяся в сильном физическом и психоэмоциональном возбуждении. Истерический симптом не может возникнуть в результате одного только реального переживания. Появлению симптома всякий раз содействует ассоциативно пробужденное подсознательное воспоминание о раннем переживании. При истерии обезвреживание невыносимого представления происходит благодаря тому, что сумма его возбуждения превращается в телесное явление в результате оттока аффективного заряда путём моторной или сенсорной иннервации. Поэтому истерика проявляется криком, слезами, выраженным физическим и эмоциональным возбуждением. Такой процесс может привести человека к двигательному параличу, припадкам, судорогам, потере чувствительности, болям и даже стать причиной бредовых идей.Основными защитными механизмами при истерии являются вытеснение и превращение психической энергии в телесно-двигательную. 2. Неврозы навязчивых состояний. Если при истерии перевозбуждение психики находит своё превращение и реализацию прежде всего в сфере телесных проявлений, то при неврозе навязчивых состояний и фобиях (навязчивых страхах) в том числе, отделённая от невыносимого представления психическая энергия, не выливается наружу физическими проявлениями, а продолжает оставаться в подавленном состоянии в психической сфере. Ослабленное теперь представление остаётся в стороне от каких-либо ассоциаций в сознании, но его освободившийся аффект привязывается к другим, самим по себе переносимым представлениям, находящимся в бессознательном, которые из-за этого ошибочного присоединения становятся теперь навязчивыми представлениями. Основной механизм, используемый при неврозе навязчивых состояний, состоит в замещении. Если при неврозах навязчивых состояний наблюдается целый ряд аффективных переживаний (угрызения совести, стыд, самообвинения, ярость и пр.), то при фобиях причиняющий муки аффект состоит из чувства страха. 3. Неврастения Охватывает множество разнообразных психосоматических симптомов - усталость, расстройства пищеварения, головные боли, головокружения, обморочные состояния и пр. Причины - общественно обусловленные факторы психических нагрузок, такие, как переутомление, последствия чрезмерного напряжения и состояния нервного и физического истощения, вызванные последствием вредных факторов и длительных физических болезней. 4. Невроз страха Общая раздражительность, боязливое ожидание, приступы панического страха, ночной страх и пр. Этот вид невроза как правило начинает проявляться в большей и большей степени по мере накопления неразрешенных проблем и жизненной неопределённости. Таким образом, на основании сопоставления Библейского повествования и эмпирического анализа психологии человека, мы рассмотрели основные принципы устройства человеческой психики, физиологию её функционирования и некоторые общие закономерности, приводящие к возникновению психических отклонений. Такое представление о психофизиологии человека является надежным фундаментом последующей душепопечительской работы, осуществляемой в рамках пасторского консультирования, основанного на Библейском представлении о человеке и сущности происходящих с ним психо-духовных проблем. |
|
Сила личности в Боге её создавшем
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|